А.В.Ярославцева

Самарский Государственный педагогический университет, г.Самара

РОЛЬ ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ


Наше общество в настоящее время находится на том этапе развития, когда на задний план отодвинуты многие общечеловеческие ценности, превалируют тоталитарные подходы к решению жизненных проблем, социальная активность находится на низком уровне. Наше общество и образование являет собой систему, которая не способна формировать высокий уровень духовной культуры личности. Поэтому в условиях глубочайшего общественного кризиса толерантность как культурная универсалия приобретает особую актуальность.

Толерантность оказывает влияние на собственную жизни личности и на перспективы общества в целом. Толерантность обеспечивает творческий подход к урегулированию конфликтов, что не возможно без сотрудничества и взаимодействия людей, их общения и коммуникации.

Развитие коммуникативных навыков должно осуществляться с самого раннего детства, когда ребенок начинает активно участвовать в коммуникативных процессах, познавать окружающий мир, самого себя, овладевать речью. Для чего необходимо создавать определенные условия.

Признание и подтверждение себя как личности должно сопровождаться позитивным утверждением ценности и достоинств других. И в этом не мыслимо высока роль искусства. Искусство создает целостную картину мира, создает ее к тому же в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. И этот путь целостного осознания жизни должен быть доступен ребенку уже с пеленок. Через искусство идет формирование духовной жизни, где обязательно формируются отношения к людям, развивается душевный и искренний интерес, способность сопереживать их радостям и горестям, сочувствия им - ощущения сопричастной ответственности человека за человека. Посредством искусства формируется социально активная личность. Через искусство ребенок учиться пониманию чувства общности с людьми. Без этого чувства человек не придет на помощь другому человеку, будет не просто равнодушен к нему - будет жесток.

Через искусство ребенок может прожить, прочувствовать тысячи жизней людей иных эпох - и опытом их чувств и отношений "скорректировать", уточнить свой эмоциональный и ценностный опыт. Можно прожить жизнь римского раба, восставая и погибая вместе с ним, почувствовать себя русским крестьянином или купцом, предела здесь нет. Способность поставить себя на место другого человека - вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней. И это создает возможность сочувствия и понимания создает способность чувствовать боль другого как свою.

Именно чувствовать, а не просто понимать боль и радость другого как свою,- эта "специфика" искусства делает его незаменимым инструментом в формировании коммуникативно-эмпатийной личности. Ведь рождение чувства сопричастности к другому - к человеку, зверю, природе - лишает ребенка замкнутости на себе, он преодолевает отчуждение, воссоздает в себе истинно человеческую сущность. Чувство сопричастности, если оно сформировано, порождает новое отношение и к самому себе, и ко всему в мире - семье, труду, обществу, природе, порождает чувство заинтересованности и чувство ответственности. Только личности, которым присущи качества толерантности могут создать настоящий Храм Духовности нашего общества.

И поскольку искусство оказывает влияние на формирование личности в целом, и чем раньше это начинает происходить, тем более широк диапазон восприятия, а значит начинать приобщение ребенка к искусству необходимо, когда он находится еще на пренатальной стадии развития, т.е. через мать.

При выставочном центре "Радуга" созданы все условия для пребывания здесь будущих мам, а затем мам с малышами в возрасте одного месяца жизни и старше. Все они до рождения и после посещают залы центра и начинают свой жизненный путь изначально с красоты. И результаты дают о себе знать с того самого момента, когда между детьми начинается общение. А начинается оно у ребенка когда ему исполняется 1 месяц. Родители с этого возраста вводят ребенка в детский коллектив, где присутствуют все возраста до 7 лет.

Наши наблюдения показали, что дети, которые с рождения находились в окружении предметов искусства и красоты более терпимы в отношениях друг с другом. Часто можно заметить как ребенок делится игрушкой в которую только что увлеченно играл, как в своих импровизированных играх они разыгрывают взаимопомощь, как попавший в затруднительное положение малыш получает руку помощи от ребенка старшего возраста, как успокаивают жалеют товарища, который чем - то расстроен и плачет, как просто один подходит к другому обнимает его и целует. Это говорит об их чувстве ответственности друг за друга, взаимопонимании, сочувствии, сострадании и любви друг к другу, свойственных им уже в столь раннем возрасте.

Исследования в этом направлении продолжаются, но тот факт, что посредством искусства формируется толерантная личность, не вызывает сомнения. Причем искусство, мы рассматриваем как один из основных способов формировании толерантной личности.