И.А.Агеева

Восточно-Сибирский института МВД России, г. Иркутск

КУЛЬТУРНОЕ-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В СВЕТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ


Современные интеграционные процессы, имеющие место в международной системе, глобальны. Их предполагаемый результат - тоффлеровская "цивилизация третьей волны"1 или фукуямовское планетарное "универсальное гомогенное государство"2. Если идея всемирной интеграции под началом Запада утопична, то лишь отчасти. Ее политическая предпосылка - распад системы двух противостоящих военно-политических блоков. Экономическое условие мировой интеграции - глобализационные процессы: увеличение обмена товарами и услугами в международной системе, развитие высоких технологий, повышение роли транснациональных корпораций и международных экономических организаций.

Традиционным является мнение, что любой социально-интегративный процесс подразумевает культурную унификацию, важный элемент которой - монолингвизм. По крайней мере, именно так происходили национальная интеграция и создание наций-государств. В Европе национально-государственное строительство сопровождалось искоренением, часто насильственным, региональных диалектов и языков малых этнических групп. Франция дает хороший пример того, что совершалось по всей Европе на протяжении XIX в. Так, в 1789 г. половина населения Франции вовсе не говорила по-французски, в результате франкофонизации к 1863 г. это количество уменьшилось до пятой части населения, а к 1880 г. последним бастионом на пути консолидации нации оставалась Бретань, где в это время начиналось активное строительство французских школ и распространение других франкофонных организаций3,4.

Анализируя перспективы развития глобально-интеграционных процессов, часть интеллектуалов (футурологов, писателей-фантастов) высказали предположение, что эти процессы аналогичны национально-интеграционным. Поэтому предсказывалось становление планетарного монокультурного и монолингвистичного (по всей вероятности, англофонного) сообщества.

Вместе с тем, не все так просто. Считается, что преодолеть культурно-лингвистические различия возможно, стимулируя разнообразные формы взаимодействия между группами и оставляя течению времени завершить неизбежный процесс культурной интеграции. Эмиль Дюркгейм одним из первых изложил эту теорию, рассматривая расширение взаимодействия между культурными и языковыми группами как аналогичное физическому процессу осмоса. Предполагалось, что скорость стирания культурно-лингвистических различий зависит от величины взаимодействующих групп (т.е. чем больше различия в численности, тем скорее происходит процесс аккультурации меньшей группы). Это одна из метафор, которые справедливо порицал Т. Парсонс5. Многие полагают, что языковая аккультурация происходит, когда "группы индивидов, представляющих разные культуры, вступают в постоянные непосредственные контакты, и это впоследствии приводит к изменению исходного культурно-лингвистического комплекса одной или обеих групп"6. Раз начавшись, распространение символов и институтов ядра должно привести к постепенному уподоблению ему культур и языков и устойчивому культурно-лингвистическому равновесию. Предположение, что чем выше частота взаимоотношений между группами, тем выше вероятность их уподобления, вроде бы подтверждается экспериментальными исследованиями взаимодействия между малыми группами. Но, поскольку нетрудно найти доказательства, что межгрупповое общение часто приводит не к взаимной адаптации, а к враждебности, требуются менее уязвимые объяснения.

Известно, что ведущий элемент национальной интеграции - модернизация включает, в числе прочих составляющих, культурную координацию7, рост сетей основных коммуникаций на официальном языке8, общедоступность печатных изданий на национальном языке9. Культурной же характеристикой эпохи глобализма является постмодерн, основные символы которого - гибридность, культурные многообразие и свобода. Ярчайший пример постмодернизма - постепенный переход США от традиционной модели "плавильного котла" к "миске с салатом", где каждый овощ сохраняет присущие только ему специфические качества, а все вместе они составляют "единый вкусовой букет"10. То же, в сущности, наблюдается в европейских странах, у граждан которых "уже нет выбора, жить ли им в мультикультурных и полиэтничных государствах - они уже в них живут"11.

В геополитическом смысле распространение постодернизма - реакция американских и европейских интеллектуальных кругов на неприятие рядом незападных стран западного образа жизни (кока-культуры, макдональдизации и т.п.), на протест в отношении политико-экономического давления. Это также реакция на поведение многочисленных в Европе и США иммигрантов, не желающих подвергнуться т.н. манкуртизации: утрате родного языка, религии и традиций. Постмодерн - это своего рода компромисс между Западной цивилизацией, которая, безусловно, находится в авангарде глобализационных процессов, и всеми остальными цивилизациями. Компромисс сводится к следующему: глобально-интеграционные процессы продолжаются, их лидерами остаются США и их западноевропейские сателлиты12, при этом культурно-лингвистическое многообразие не только не притесняется, но поощряется.

А это означает, что население Земли - вне зависимости от того, какой оборот примут процессы глобализации, и произойдет ли предсказанная С. Хантингтоном13 война цивилизаций - не подвергнется тотальной культурной и лингвистической гомогенизации.


Примечания:

1. Toffler A. and H. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995.

2. Фукуяма Ф. Конец истории? / США. Экономика. Политика. Идеология. № 3, 1990.

3. Шадсон М. Культура и интеграция национальных обществ // Международный журнал социальных наук. 1994. № 3 (6). Август, с. 82-90, 1994.

4. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge (Mass.), 1992.

5. См. об этом: Hechter M. Internal Colonialism. The Celtic Fringe in the British Development, 1536-1966. London: Routledge & Kegan Paul, 1975.

6. Там же. С. 23.

7. Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.

8. Deutsch K.W. Tides among Nations. New York: Free Press, 1979.

9. Anderson, Benedict. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso. 1983. (второе издание 1991.

10. Потемкина О.Ю. "Свой - чужой": эволюция моделей интеграции мигрантов в западноевропейское сообщество. / Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России (материалы семинара). - М.: Московский общественный научный фонд; ООО Издательский центр научных и учебных программ", 1999. - (Серия "Научные доклады", вып. № 90). С.23.

11. Castles St. Here for God: Western Europe's New Ethnic Minorities. L., 1984. P. 229.

12. Бржезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы Бжезинский З. М., Международные отношения, 1999.

13. Huntington S.P. The Clash of Civilizations and Remaking the World Order. Simon & Schuster, New York, 1996.