С.Г.Бутолин

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ЛИЧНОСТЬ В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Вклад русской классической литературы в развитие общечеловеческих идей гуманизма общеизвестен. Естественным образом влияние русской литературы на умонастроения не только российской общественности может быть связано с осмыслением такой новой для России культурной категории как личность.

Впервые наиболее ясно человеческая сущность как личностный феномен представлена в творчестве А.С. Пушкина. Если, например, у Н.М. Карамзина бедная Лиза - жертва обстоятельств, т.е. один из элементов бытия, то у А.ЧС. Пушкина и в Капитанской дочке" и в "Евгении Онегине" можно увидеть столкновение двух начал: личностного в лице Гринева и Лариной. Первые, отстаивающие право на собственное бытие определенным образом демонизируются, ибо содержат в себе явную или скрытую угрозу для жизни окружающих. Еще более выпукло демоническая сущность личности дана в творчестве М.Ю. Лермонтова: Печорин, Мцыри и, наконец, сам Демон, бросающий вызов всем и вся и терпящий поражение. Завершенным земным портретом демонического в личности можно рассматривать образ Чичикова из "Мертвых душ" Н.В. Гоголя, который как "новый русский" вносит губительное начало в общественную жизнь России.

Таким образом, рождение личности вселяет страх в сердца людей и этот страх оказывается оправданным. Возвращение в прошлое, бессознательное, невозможно: русский мужик и у И.А. Бунина и у А.П. Чехова не герой лубка, а носитель и звериного начала. Личность во 2-ой половине 19 века - это образованный человек, стоящий перед выбором между отцовскими ценностями и обретением новых. Наиболее заострен это вопрос у Ф.М. Достоевского: здесь и бездна падения и возможность спасения. Но окончательный разрыв с прошлым обозначен у Л.Н. Толстого: его личность самодостаточна, ее воля обожесвляется, она не только действует, но и судит других, общество. Возможно, в этом значении Л.Н.Толстой и есть предтеча русской революции.

Новый подход к осмыслению личности можно заметить в творчестве М.А. Булгакова и Б.Л. Пастернака. Выпукло и ясно показав трагедию личности оказавшейся в горниле гражданской войны, оба писателя предложили по сути и выход из кровавого тупика: личность творит свою жизнь не порывая с прошлым. Мастер у М.Л. Булгакова воплощает неразрывную связь поколений; не смотря на трагизм бытия, он создает новое, которое по существу есть вечное. В сравнении с Мастером доктор Живаго кажется более "приземленным", но апофеозом его жизни является его творчество - стихи, в которых личность встречается с Богом.

Таким образом, личность родившись эгоистичной и демонической, становится творцом божественного бытия в архитрудных условиях будничной жизни.