Е.Н.Ельцова

Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, г.Москва

КОНЦЕПТ "СУДЬБА" В ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА УДМУРТОВ И РУССКИХ


В репрезентации концептов судьба, красота выделяется универсальный и национально-специфический аспекты. В обеих культурах судьба предстает как внешняя детерминирующая человеческую жизнь сила. Однако русское представление судьбы находиться в совершенно ином ассоциативном, коннотативном ряду, нежели удмуртское. Расхождение прослеживается на уровне ЛСП (разработанность в русском языке - судьба, доля, участь, рок, жребий, назначение / не разработанность в удмуртском - адзем, кылдэм); на уровне дистрибуции (широкая дистрибуция, метафорическая сочетаемость лексем, репрезентирующих концепт судьба / лексемы адзон, кылдэм используются в устойчивых сочетаниях: "Адзонэз сыче", "Кылдэмез сыче"); на уровне мифологических категорий (концепт судьба в русском представлении восходит к определенному мифологическому образу - Усуд, суденицы) / Адзон, куректон не имеют мифологических коррелятов; на уровне коннотативных образов (судьба предстает как а) агрессивная, своевольная женщина, б) некий текст, вещь, в) путь) / адзон, кылдэм деперсонифицированные абстрактные сущности, контейнер, ноша (ср.: "Убит! К чему теперь Рыдания, Судьбы свершился приговор!" (М.Лермонотов) - "Со виемын… малы на бoрдонъес Адзон вуттиз ини бырон!" /Он убит… к чему слезы…Судьба доставила ему смерть! (А.Лужанин); по характеру соотношения судьбы и жизни (судьба охватывает всю жизнь, линейна; рок точечен / адзон, кулдэм является своеобразной вербализованной констатацией свершившегося события: адзон охватывает всю жизнь, перспективен, предполагает последовательную смену драматических событий для человека и его окружения; кылдэм соотносит происшедшее с началом, с предопределенностью с момента рождения, ретроспективен, подобно року точечен); на уровне оценок (действие судьбы по отношению к человеку оценивается русскими как негативно, так и положительно, например, злая, жестокая, капризная, счастливая, добрая судьба; беспощадный, злобный, непонятный рок и т.д. / адзон, кылдэм либо не дифференцируется по оценочной шкале, либо оценивается негативно, например, секыт адзон букв. - тяжелая судьба); по характеру культурного типа поведения человека относительно судьбы (в русской культуре выделяется три подхода: 1) человек пассивен по отношению к своей судьбе; 2) человек благодарен судьбе; 3) человек противостоит судьбе, либо сам выбирает ее / удмурт пассивен по отношению к судьбе, принимает от жизни все как должное. В данной сфере русская картина мира отличается более оптимистическим взглядом по сравнению с удмуртской. Ср.: "Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!" (М.Лермонтов) - "Токма каргай мон адзонэз: со серекьяз гинэ монэ" /Зря проклинал я судьбу: она лишь смеялась надо мной (А.Лужанин); по характеру активности/пассивности судьбы (концептуальное поле судьбы в русском узусе активно: все имена судьбы являются отглагольными дериватами: судьба - судить, доля - делить, рок - речь и т.д., отсюда поведение судьбы знаково (пишет, чертит, обозначает, назначает, предрекает и т.д.) и активно (делит, отделяет, разделяет, обрекает, играет и т. д.), зачастую выступают в роли агенса / в удмуртском - пассивно: лексемы "адзон", "кылдэм" также являются отглагольными девербативами, однако они пассивны: "кылдэм" является отглагольным существительным процессуального значения, "адзон" - отглагольным существительным, обозначающим результат зрительного восприятия).