А.Фомин

Институт Управления, г. Набережные Челны

АФОРИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ


Афористическое мышление было присуще человеку на протяжении всех времен в самых разнообразных проявлениях: начиная от афоризмов, представленных в философских сборниках древности до рекламной и журналистской афористики современности. Изучение же народной афористики (пословицы, поговорки, приметы и т.д.) в культуре нации, помогает по - новому взглянуть ряд явлений, характерных для данного общества.

Парадокс заключается в том, что краткие выразительные изречения, способны сообщить человеку подчас много больше, чем ряд увесистых и объемных сочинений. Более того, в них сосредоточена особая побудительная сила, дающая толчок к движению мысли и действий. Однако сразу же заметим, что вектор побудительной силы, зависит прежде всего от содержания афоризма. Поэтому он может быть направлен как в сторону созидания, так и в сторону разрушения. Лозунги "Россия - для русских" или "Не обманешь - не проживешь", почти трафаретно формулируют идеологию развития по линии цинизма и приспособленчества. Та же крылатая фраза "Цель оправдывает средства", приписываемая иезуитам, фактически стала ключевым принципом целого ряда разрушительных походов. Однако всем им противостоит афористика, совершенно иного содержания. Так, заповедь "Возлюби ближнего как самого себя", стала девизом христианства - религии любви и прощения. А слова римского историка Саллюстия "Каждый кузнец своего счастья", на протяжении многих веков, являлись общ

епризнанной максимой человеческого достоинства и ответственности.

Все это говорит о том, что глубинные истоки афористического мышления, необходимо искать в системе ценностных ориентаций человека. Поскольку именно в стремлении к тем или иным ценностям, выражаются наши потребности. Мышление же начинается там, где есть потребность.

Поэтому в изучении механизмов афористического мышления мы исходили из эмоционально - ценностной парадигмы. Однако объяснение значимости тех или иных афоризмов только из принципа избирательности эмоции, выражающих ценностные позиции личности выглядело бы слишком поверхностным. Более глубокий анализ ценностных механизмов афористического мышления, был проделан нами на основании психологической теории преодоления Р. Х. Шакурова. Опираясь на понятие ценностного барьера, мы выдвинули предположение, что значимость отдельных ценностей и составляющих ее сторон, определяется существующими у человека ценностными барьерами. Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено пилотажное исследование, результаты которого показали тесную связь между параметрами значимости афоризмов и уровнем их доступности для реализации в жизни. Чем более значим афоризм, тем более желанные и труднодоступные аспекты ценности представлены в нем для данного человека. Это позволяет говорить нам о том, что содержание наших ценностных афоризмов, свидетельствует о содержании наших ценностных барьеров.

При раскрытии специфики афористической формы, мы обратились к теоретическим взглядам З. Фрейда на деятельность остроумия. Здесь неоценимую помощь оказала нам книга великого австрийского ученого "Остроумие и его отношение к бессознательному". Остроумие и афористическое мышление тесно связаны, прежде всего по формальным характеристикам. Однако при анализе движущих мотивов, выделенных Фрейдом в деятельности остроумия, мы посчитали неприемлемым ограничиться в описании механизмов афористического мышления, лишь сексуальными и агрессивными тенденциями. Поскольку наряду с первичными влечениями, на могучей роли которых так настаивал Фрейд, человеку во все времена было присуще стремление к тому, что стоит выше него - к ценностям. В истории афористики можно найти множество изречении, посвященных именно ценностной тематике. Многие из них стали общепризнанными принципами развития человеческого духа, выражением неисчерпаемости ценностного начала в человеке.

Выявленная в исследовании закономерность, открывает широкие перспективы для практического применения полученного знания, в частности в области психотерапии. Представление о системе ценностных афоризмов клиента, позволит психологу выявить специфику ценностных барьеров, существующих у данного человека. Это в свою очередь позволит правильно подойти к психологической проблеме и путям ее преодоления.

Также хочется отметить идею о значении афористического мышления в практике образования. Не давая здесь широких положений, отметим главную мысль. Афористическое мышление могло бы стать тем самым мостиком, который связал бы понятийное мышление с эмоционально - чувственной сферой личности. Ведь любой афоризм несет в себе как само знание, так и его переживание.