Т.В. Савченко

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ВЗГЛЯД ЛИНГВИСТА НА ИЗВЕСТНЫЙ СПОР Ж.ПИАЖЕ И Л.С.ВЫГОТСКОГО


Спор великих ученых Ж.Пиаже и Л.С.Выготского связан с различиями во взглядах на эгоцентризм детской речи. По мнению Ж. Пиаже, до 7 лет речь ребенка эгоцентрична. По мере взросления эгоцентрическое высказывание теряет свою силу. Речь ребенка становится более направленной на собеседника, отличается информативной насыщенностью, обращенностью и прямым воздействием на собеседника. По мнению Л.С. Выготского, не только в эгоцентрической, но и в социализированной речи проявляется эгоцентризм мышления: высказывания направлены в первую очередь на себя и несут не информацию, а в основном оценку и суждение. Действительно, развитие человека осуществляется через непрерывное взаимодействие с окружающей его средой и присвоение исторически выработанных форм и способов поведения. Взрослый, воздействуя на ребенка, общаясь с ним, передает ему культуру общества. Но, несмотря на то, что уже с момента рождения ребенок попадает в определенную социальную среду и является объектом социальных влияний, процесс социализации до определенного момента идет очень медленно, так как для этого еще не сформирован соответствующий интеллектуальный аппарат, ребенок не координирует точки зрения других людей со своей собственной, он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему какую либо информацию. Эгоцентризм детского мышления порождает и обусловливает эгоцентрический характер речи ребенка и его эгоцентрическую позицию. С возрастом процесс социализации прогрессирует, то есть происходит постепенная адаптация к социальной среде и переход от эгоцентрической позиции к объективной, ребенок становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других.

Исследование речепродукции русских и французских детей 7-12 лет по протоколам теста сказок Жаклин Руайе, которые дают спонтанные высказывания детей в процессе общения, показали правоту обоих великих психологов. Французские дети по мере взросления показали тенденцию к уменьшению эгоцентризма. У русских детей этой тенденции не наблюдалось. С нашей точки зрения данное различие обусловлено культурой общества, в которой воспитывался индивид. Для французской культуры характерно преобладание высказываний информирующего характера, нацеленных на адресата речи. В то время как в русской речевой культуре преобладает тенденция высказать свое суждение, оценку, презентировать себя, подтвердить собственное мнение через другого.