О.В. Варфоломеева

г. Симферополь

"ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ" СУБЪЕКТА: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Вербальная основа психотерапевтической деятельности является очевидной. Психотерапевт говорит с клиентом на одном языке, достигая единого контекста психотерапевтического взаимодействия. Декодировав информацию, заключенную в речи клиента, психотерапевт приступает к работе по коррекции его несовершенной модели мира, обсуждая наличие степеней свободы в поведении и жизни. Психотерапевтический диалог представляет собой классический пример дискурса, т.е. текста, взятого в событийном аспекте. В качестве текста может выступать "вся совокупность человеческого опыта в целом" (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995). Дискурсу присущи следующие характеристики: динамическая событийная природа; предпочтение одних значений и отвержение других (свобода выбора); выбор производит новые комбинации - "высказывание еще невысказанных фраз" и их понимание; реализация способности языка к соотношению - говорить что-то и о чем-то; способ обозначения субъекта дискурса (Рикер П., 1995). Психотерапевтическим дискурсом называется "речь, погруженная в жизнь", где задача поиска цели и смысла высказываний клиента является первостепенной. Сложная зависимость смысла и значений частей от смысла и значений целого текста получила название герменевтического круга. Последний представлен в психотерапевтическом общении.

Любой текст представляет собой комбинацию высказанного и подразумеваемого (денотативного и коннотативного уровней). Это "вожделенная зона свободы", "островок спасения", где "со смехом воспринимаются претензии любого голоса на привилегии" (Барт Р., 1989). Герменевтика (как наука о скрытом смысле) существует постольку, поскольку высказывание выступает как овладение реальностью посредством значащих выражений, а не как сущность впечатлений, исходящих от самих вещей. Именно дискурс интерпретирует реальность. Интерпретация - это глубокая работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, скрытого за очередным символом, в раскрытии уровней косвенного значения, которое хранится в буквальном смысле. "Символ" в герменевтике может быть определен как всякая структура значений, где буквальный смысл означает одновременно и косвенный, иносказательный, который будет понят только через первый. Символ и интерпретация становятся соотносимыми понятиями. Таким образом появляется возможность определить психотерапию герменевтически - через ее язык, точнее - через денотативные и коннотативные лексические значения и смыслы. Именно они предопределяют формирование языковой картины мира (способ репрезентации внутреннего опыта).

К условиям психотерапевтического процесса может быть успешно адаптирована постструктуралистическая герменевтически-ориентированная парадигма сети кодов анализа текста / дискурса (Барт Р., 1994). Изучение данной парадигмы оказывает непосредственное влияние на формирование вербальной, интерпретационной зрелости психотерапевта как субъекта профессиональной деятельности. Сама психотерапевтическая традиция изначально двойственна. Ей равно необходимы два полюса - ФОРМУЛА и ТАЙНА, обе опоры - вольность, спонтанность, непосредственность, импровизация и рефлексия, объективация, классификация, схематизация (ученое творчество). Это искусство старых мастеров, владеющих ТРАДИЦИЕЙ, даже самой тайной; и одновременно открытая система, объединяющая в себе синтез НОВОГО искусства и упомянутой традиции. "Только тайной мы живы, только тайной". "Море ускользало, хотя волны на холсте можно было сосчитать. Стихия оставалась вольной, не подвластной ни формулам, ни отмычкам" (Дали С., 1998). На наш взгляд, тайное как раз - таки и равно вольное: Вольное, Свободное, Неподвластное, Ускользающее. Чтобы что-нибудь разгадать, необходимо усилие. Чтобы что-нибудь узнать, нужна хитрость. Стремясь к "Священной Объективности", психотерапевт начинает ее поиски в "разворотах плоскостей". Но у дверей собственной профессиональной зрелости он "ловит ее отблеск во множественных образах", в слиянии того, что всеми силами противостоит слиянию". Именно в данный момент психологическая территория превращается в психотерапевтическое пространство, создавая возможность "взобраться на стену Антитезы" (акт трансагрессии, отличительной чертой которой является НАДреальность). Зрелому психотерапевту кроме модели собственного мировидения - нужно знать и другие горизонты. Код - это система условных обозначений, сигналов, "перспектива цитаций, мираж". Так, задача герменевтического кода (1) состоит в концентрировании и разгадывании загадки. Наряду с начальным (вопрос) и конечным (ответ), герменевтический код предполагает наличие множества способов, позволяющих отсрочить ожидание: экивок (двойное понимание) - смешение истины и лжи, обычно позволяющее теснее очертить круг загадки и тем придать ей большую концентрированность; частичный ответ - усиливает нетерпеливое ожидание истины; отсроченный ответ - умышленная приостановка загадки; блокировка - констатация неразрешимости загадки; обман - сознательное отклонение от истины. Многозначные семы (единицы плана содержания) являются фиксацией коннотативного означаемого, образуя тематическое поле и, как следствие, семный код (2). Лексия (словосочетание или предложение) может анонсировать большую символическую форму или образ - символический код (3) - арену поливалентности и обратимости мотивов, область действия антитезы. Действия и поступки, образующие акциональный код (4), организуются в последовательности, которые объединяют единицы информации с помощью обобщающих акциональных названий (прогулка, свидание, заговор, встреча и т.д.). Культурные коды (5) задают культурный контектст, определяют способы интерпретации, дешифровки символов и текста в целом.

Человеку свойственна внутренняя способность изменяться, открывать для себя новое пространство (психологическая территория), начинать новую жизнь и, как результат, обретать внутреннюю свободу и независимость, толерантность и идентичность, самодостаточность и самоэффективность. И тогда за этим "крошевом из пространства" человеку откроется классическая протяженность, "перехлестывающая за горизонт", - мир.