И.Б. Ворожцова

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

САМОПОЗНАНИЕ И САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СУБЪЕКТА В ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В отличие от рассмотрения текста как результата, предмета, объекта, которое можно назвать атомарным подходом к тексту, исследования текста как процесса, где все находится в становлении, обращены к деятельности человека, обозначаемую нами как текстовая: создание речевого произведения, имеющего автора, адресат, предмет высказывания, использующего определенные речевые стратегии для реализации коммуникативного замысла текстового субъекта. В свете проблемы идентичности субъекта можно говорить о реализации двух взаимодействующих интенций - интенции самопознания ("Узнать, кто я/ какой я/ что умею делать/ чего могу достигнуть и т.п.") и интенции самопрезентации ("Вот я! Вот какой я! Вот что я умею делать! и т.п."). Обе интенции выражаются в смысловой структуре текста, включающей номинативный и коммуникативный планы. Номинативный план отражает структуру ситуации объективной реальности в предмете высказывания. В коммуникативном плане выражается отношение текстового субъекта к адресату и предмету высказывания, его оценки, эмоциональное состояние, суждения. Очевидно, что рассматриваемый нами интенционал - самопознание и самопрезентация - проявляет себя, прежде всего, в коммуникативной структуре текста. Лингвистический анализ смыслового развертывания французского текста манифестирует эту динамику: от номинативного содержания к коммуникативному. Интересно, что интерпретация текста также представляет собой текстовую деятельность, где автором выступает воспринимающий субъект, и его ожидания также связаны с интенциями самопознания и самопрезентации, но адресатом является сам воспринимающий субъект в пространстве своего опыта. Можно утверждать, что способы самопознания и самопрезентации определяются доминирующим типом диалогического взаимодействия в культуре: Я-позицией или Ты-позицией.