Толерантность и конфликт в межличностном и межгрупповом взаимодействии

День первый

И снова задаемся вопросами: Почему психологи теоретики и практики именно сегодня обратились к проблеме толерантности? Почему 2002 год призван быть годом терпимости? Где тот уровень толерантности общества, к которому мы стремимся? Как не попасть в ловушку избыточной толерантности, приводящей к полной раздавленности личности или ее отсутствия - нетерпимости и эгоизму?

Актуальность постановки проблемы - это не только результат смены столетий, времени изменений стереотипов, ценностных ориентаций, ускорения темпов жизни и виртуализации реальности. Это и последствия отсутствия социальных институтов, обеспечивающих константность и вносящих некоторую определенность в человеческое существование. На сегодняшний же день человек оказался в постоянной напряженной ситуации выбора. Обществу, стремящемуся к эмпатии и пониманию, декларирующему гуманистические ценности, предстоит проделать к этому долгий путь через устранения экстремизма, межнациональной вражды, обучение культуре поведения в межличностных конфликтах.

Сегодня мы все только на пороге изучения толерантности как профилактики конфликтного поведения. Проблема конструктивной толерантности, а точнее гармоничной толерантности - вот какой взгляд на эту проблему предложил профессор, доктор психол. наук, ведущий секции "Толерантность и конфликт в межличностном и меж групповом взаимодействии" Н.П. Фетискин, приглашая Рогова М.Ю., Прошанова С.Л. и других участников к совместному обсуждению наиболее острых и волнующих тем.

В атмосфере доброжелательности и готовности к открытому диалогу участников секции обсуждались проблемы: толерантности и ценностных ориентаций современной молодежи, толерантности в конфликтах педагогов в образовательном и воспитательном процессе, проблема формирования толерантности как личностно и профессионально значимого качества, толерантности в искусстве, толерантности и конфликтности в период возрастных кризисов, толерантности и межнациональных конфликтов.

В целом в работе секции прослеживалась тенденция ухода от общего толкования проблемы толерантности и стремление к конкретизации, практико-ориентированному подходу. Итогом работы секции стали пожелания и рекомендации присутствующих психологов - практиков: разработать психотехнологии по профилактике не толерантного поведения и обучающие им программы для педагогов и психологов.

День второй

28 июня секция продолжила свою работу. Секцию открыли проф., д.психол.н., Н.П.Фетискин (г. Кострома), зав.каф. общей психологии Костромского Государственного Университета им. Н.Н. Некрасова и C.М.Кашапов проф., д.психол.н. Ярославский Государственный Университет.

Фитискин Н.П. предложил множество определений толерантности и обратил внимание на то, что категория толерантности на современном этапе носит многозначный характер. В перспективе исследования толерантности приобретут характер научного направления, которое подобно конфликтологии займет достойное место в системе научного знания. На современном этапе эта область научного знания требует практико-ориентированных исследований.

Далее были заслушаны следующие доклады:
Прошанов С.Л. (г. Москва) Анализируя современное состояние конфликтологии отмечает, что наблюдается рост исследований в этой области среди психологических центров в области конфликтологии (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Красноярск). Интенсивно и динамично развиваются исследования проблемы конфликта в г. Ижевске в Удмуртском Государственном Университете. Отмечая междисциплинарный подход в области конфликтологии подчеркнул, что отсутствует эффективное взаимодействие между специалистами конфликтологами различных областей научного знания: философами, социологами, политологами и психологами.
Посыпанов О.Г. (г. Калуга), декан факультета психологии Калужского Государственного Педагогического Университета им. К.Э. Циолковского. Современное российское общество развивается оп пути экономических реформ, что привело к появлению большого количества экономически самостоятельных групп. Российский социум еще не готов к межгрупповому взаимодействию, основанному на самоощущении, эквивалентности обмена, которое является гарантией конструктивности межгруппового взаимодействия.
Ковалай О.П. (г. Ижевск) "Влияние ролевого смещения в родительской семье на особенности построения собственной семьи".
Опыт консультирования показывает, что наличие ролевого смещения в родительской семье не зависимо от сохранения или изменений ее структуры сказывается на последующем построении своей семьи: во всех случаях происходит нарушение ролевой самоидентификации и снижение толерантности в межличностных отношениях.
Белых С.Л. (г. Ижевск) Психолог и педагог в процессе общения с учащимися сталкиваются с барьером ментальной репрезентации. Самым простым и эффективным способом преодоления этого барьера является метафора, которая позволяет посредством аналогии передать сущностную характеристику дословесного, целостного образа сообщаемой информации.
Львов Д.Е. (г. Ижевск) "Формирование толерантного поведения средствами активного социально-психологического воздействия". Толерантность рассматривается через призму адаптивного поведения, с преобладанием активного воздействия индивида на социальную среду. Активное социально-психологическое воздействие рассматривается как специально смоделированное, ингрупповое взаимодействие, организованное с целью осознанного и целенаправленного изменения поведения его участников.
Данилова Е.А. (г. Ижевск) "Социальные ситуации как фактор гармонизации отношений личности и социума в младшем подрастковом возрасте". Толерантность рассматривается как терпимость в поведении и отношениях. Изменение социальной ситуации в переходный период из начальной школы в среднюю ставит подростков перед необходимостью выбора толерантного или интолерантного поведения.
Моисеева О.П. (г. Ижевск) "Влияние психологической зрелости на здоровье индивида".
В настоящее время здоровье рассматривается с широких социально-психологических позиций, что привело к новому направлению исследований в "психологии здоровья". Здоровье зависит от множества факторов, и в.ч. от принятия себя как личности (идентичности) в социуме, умении конструктивно строить взаимоотношения с окружающими людьми (толерантность). Разрабатывая программы по психопрофилактике, направленные на повышение количественных и качественных показателей здоровья населения, необходимо включать целый комплекс программ рассматривающих психологические, социальные, медицинские, педагогические и множество других аспектов, формирующих здоровую (в биологическом плане) и зрелую (в психологическом) личность. Основным же вопросом психопрофилактики становится вопрос мотивации на здоровье, как основной потребности, сохраняющей жизненную активность личности.
Вовк Л.А. (г.Омск) Личность характеризуется здоровьем. Здоровье - это не дар, а завоевание интеллекта. Сегодня не прилично быть больным человеком. Требуется комплексный подход к определению здоровья:
1. Физическое развитие и гармоничность.
2. Резервные возможности основных функциональных систем.
3. Состояние иммунитета.
4. Наличие или отсутствие заболеваний.
5. Морально-волевая, ценностномотивационная установка на здоровье.