С.Г.Азарова

Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, г.Набережные Челны

К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ИСКУССТВЕ И ТВОРЧЕСТВЕ


Среди видов человеческой деятельности искусство и художественная культура наиболее субъективно представляют отраженный мир. В этой сфере человеческой деятельности (как и в ряде других: спорт, политика и др.) объективно среди людей, занимающихся этим, существует борьба за общественное признание, за победу в умах, сердцах людей, потребляющих продукты этих специфических видов деятельности. Существующие конкуренция, соперничество, с одной стороны являются важным стимулом в совершенствовании своего творчества для художников, музыкантов, артистов, режиссеров. С другой стороны, неприятие творческих людей, нетерпимость, неадекватное отношение либо лично к ним, либо к продуктам их творчества, как во властных структурах, так и в целом в обществе, а также со стороны представителей того же цеха, вызывает сложные противоречивые состояния, которые побуждают людей в сфере искусства прибегать к негативным, порой, явно агрессивным действиям в отношении своих более признанных, успешных, талантливых конкурентов, то есть мы обнаруживаем интолерантное поведение. В этом случае может рассматриваться вопрос о проблеме толерантности, понимаемой в этом случае как устойчивость, терпимость к творческим успехам других людей и собственному неуспеху, а также доброжелательная реакция на творческую неудачу собратьев по творческому цеху.

В творческом мире высока степень соперничества и конкуренции. Примеры тому в истории искусств существуют как "хрестоматийные" - Моцарт и Сальери, так и менее широко известные (после того, проект Леонардо да Винчи по созданию литой статуи лошади не был осуществлен, Микеланджело, встретив его на улице Флоренции, не удержался и сказал "Ты нарисовал лошадь, собирался отлить ее в бронзе, но не смог этого сделать и со стыдом оставил эту затею. Только подумать, что эти жирные миланские каплуны тебе поверили! ). Данный пример говорит о том, что проявление нетерпимого отношения творческих людей друг к другу может наблюдаться как среди рядовых представителей того или иного видов искусства (как мы это увидим далее), так и среди тех, кто мог получить общественное признание при жизни и реализовать свои способности на уровне таланта. У одних творческих людей существует очень значимая зависимость от чужого мнения (художника может обидеть каждый), другие проявляют высокую толерантность к чужому негативному мнению и продолжают творить и после публичного "провала".

Таким образом, возможно, что ревностное отношение к собственному творчеству, болезненное отношение к недооценке и непризнанию плодов своего труда, однако, после этого желание творить, создавать, - все это, на наш взгляд, имеет более глубокие причины, нежели неадекватная самооценка, личностная незрелость (некоторые искусствоведы утверждают, что именно детскость, непосредственное восприятие мира помогает творить художникам (М.О. Кнебель, Д. Дидро, К.С. Станиславский)).

Одной из значимых жизненных потребностей является потребность быть признанным, занимать определенный иерархический статус в обществе. Получение общественного признания может представлять собой одну из значимых терминальных ценностей (тест Рокича "Исследование ценностных ориентаций). Так при исследовании ценностных ориентаций у студентов Тольяттинского Лицея искусств для учащихся и студентов музыкального, хореографического и художественного отделений выявлено, что наиболее значимо "общественное признание" и признаваемое как приоритетная ценность для учащихся, в первую очередь, хореографического отделения Тольяттинского Лицея Искусств, далее, для учащихся и студентов музыкального отделения, и, в последнюю очередь, для учащихся художественного отделения. Общий балл по сумме места студенты художественного отделения определили эту ценность на общем 10 месте (юноши - 13 место, девушки - 8), а студенты хореографического и музыкального отделения на общем 2-м месте. Поэтому очень важно, как в этих условиях может формироваться толерантность к представителям своего цеха в искусстве, как менее, так и более успешным.

Проявления нетерпимого, интолерантного поведения в процессе наблюдения и данных, полученных в результате опроса учащихся, обнаруживались следующие. Со стороны одноклассников (7-9 классы, студенты училища) на хореографическом отделении лицея искусств иногда агрессивным воздействиям подвергались учащиеся более успешные в хореографии, те которых признавали как наиболее способных преподаватели, которые танцевали главные роли, участвовали в постановках, либо просто более усердные. Одноклассники им высказывали угрозы, объявляли бойкоты, прятали перед выходом на сцену пуанты и др.

При помощи анкеты(в ней были заложены следующие параметры: а) реакция подростка на ситуацию неуспеха, б) побуждение, которое следовало за реакцией на данную ситуацию, в) самочувствие подростка в данной ситуации, г) выбор учащимся своих действий), проведенной среди учащихся 6-9-х классов музыкального и хореографического отделений были выявлены следующие факты. Встали бы в позицию соперничества 25% опрошенных. Реакция в виде негативных эмоций (обида, злоба, неприязнь, ревность) относительно предполагаемого соперника появилась бы у 12,5% учащихся музыкального отделения и 16% хореографического отделения. Если педагог хвалит соперника по творчеству, то мобилизационное воздействие в плане дальнейшей работы над собой, то есть в качестве стимула, это действие оказывает на 79% музыкантов и 57% хореографов, появляются негативные эмоции и агрессивные действия, направленные либо на соперника, либо на себя у 12,5% музыкантов и 43% хореографов. Вдохновляют, мобилизуют на дальнейшую работу над собой и достижения успеха деятельность признанных мастеров искусства 67% музыкантов и 73% хореографов. Безразличны к успехам мастеров 33 % музыкантов и 20% хореографов, при этом чувство зависти достижения мастеров вызывают у 7% хореографов. Если одноклассник одерживает победу в конкурсе, то видят в нем соперника и желают превзойти 8% музыкантов и 20 % опрошенных хореографов, положительные эмоции (радость за одноклассника) это событие вызывает у 62,5% учащихся музыкального отделения и 27,2% хореографического отделения. Готовы выразить негативные эмоции и проявить агрессивные действия 33% музыкантов и 61% хореографов. Условиями положительного ощущения самозначимости является первенство в классе и получение одобрения со стороны педагогов для 62,5% музыкантов и 70,5% хореографов. Ощущение собственной умелости прибавляет самозначимости 50% музыкантам и 9% хореографам, а ни при каких условиях не чувствуют себя успешными 4 % музыкантов и 13,5% хореографов. У 25% учащихся хореографического отделения вызывает негативное чувство и реакцию соперничества общество высокообразованных людей. Таким образом, ситуации, в которых один из участников оказывается успешнее другого, более признанным конкурсным жюри, более высоко оцененным педагогом, нежели другой подросток, осваивающий какой-либо вид художественной деятельности, у многих учащихся, особенно у учащихся хореографического отделения, вызывает негативные чувства у второго, очень остро переживаются учащимися, иногда приводят к агрессивным действиям. В межличностном общении выражаются негативные эмоции зависть, гордость, гнев, обида, злоба, угроза по отношению друг к другу, то есть обозначаются признаки интолерантного поведения и черты интолерантной личности. В тоже время, у многих учащихся успех другого (соперника или коллеги) у ряда учащихся вызывает желание творить и совершенствоваться.

Высокий уровень нетерпимости к успехам других высказывается и в описаниях отношений в творческих коллективах различных театров, среди артистов эстрады и учащихся многих творческих отделений.

В результате проведенного анкетного опроса нам представилась возможность сравнить ответы учащихся старшего хора музыкального отделения Тольяттинского лицея искусств (9 класс, 20 чел., возраст - 13-14 лет) (хор - лауреат и дипломант хоровых конкурсов городского и областного уровня) и студентов музыкального отделения среднего специального звена того же учебного заведения - участниц студенческого хора "Гармония" (девушки 22 чел., возраст 17-21 год) (Первый победитель международного конкурса им. Брамса в Вернигероде - Германия, лауреат многих областных, региональных и республиканских конкурсов).

При ответе на анкетный вопрос "Ты посещаешь хор, потому что…" предложенный вариант ответа "мне нравиться на уроке атмосфера творчества" учащиеся ССУЗ выбрали 25 % респондентов, а ученики 9-го класса не выбрали этот вариант ответа. Один из вопросов анкеты звучал: "Когда девушки лучше, чем я, то…", были даны варианты ответов, и отвечающим можно было предложить свои ответы. Мы получили следующие выборы: "- я стараюсь равняться на них" - студентки 94% выборов, девятиклассницы - 52%; "- я за них радуюсь" - студентки 50% предпочтений этого варианта ответа, девятиклассницы - 26% ответов; "- мне это безразлично" - студентки не выбрали данный вариант, школьницы - 10% ответов; "- я где-то в глубине души завидую им" - студентки 10%, ученицы - 5%; "- я злюсь на себя" - студентки 10%, школьницы не выбрали этот вариант ответа. На вопрос, чувствуют ли начинающие артистки хора себя частью хорового коллектива, 94% участниц хора "Гармония" утвердительно ответили на этот вопрос, 6 % ответили, что не задумывались над этим вопросом. Ученицы 9-го класса утвердительно ответили 84%, 16% никогда не задумывались об этом. Таким образом, студентки хора "Гармония" давали большее количество ответов, соответствующих толерантному поведению. Такому отношению к исполнительской и творческой деятельности своих коллег по искусству, на наш взгляд, способствует: 1) профессиональный интерес участниц хора "Гармония"; 2) более высокая личностная зрелость студенток, связанная с возрастом; 3) перед участницами старшего школьного хора предстоит задача - первый этап профессионального самоопределения, и только 4 девушки 9-го класса выбирают продолжение обучения в сфере искусства, а девушки хора "Гармония" определились в выборе профессии и выбрали музыкальное исполнительство и дирижирование; 5) перед коллективом хора стоит общая творческая цель - совершенствовать исполнительское мастерство и стремиться к победе на конкурсах, перед старшим хором стоит аналогичная цель, но более учебного характера. Можно предположить, что более высокие и профессиональный интерес, групповой характер творчества (в хореографии он более индивидуален), общие коллективные цели и задачи, осознание участницами самих себя коллективным субъектом общей деятельности дает возможность обнаруживать более толерантные черты в поведении и отношении друг к другу. Так же ситуация соперничества именно учащихся музыкального отделения заставляет работать над собой, над собственными профессиональными умениями, навыками, активнее принимать участие в совместном творчестве. Тогда как учащиеся хореографического отделения на протяжении многих лет показывают более нетерпимую, агрессивную форму поведения относительно друг друга, замыкаются в собственной злобе и враждебности. Именно поэтому нам представляется важным проводить дальнейшие исследования в области проявления, воспитания толерантности в области искусства, поскольку, зачастую, именно противоречивое положение художника, некая агрессия, выражающаяся в активной работе над собой, ситуация конкурентности заставляет выплескивать эту энергию в творчестве. Высокая внутренняя и внешняя конфликтности, игнорирование авторитетов, норм, критичность по отношению к себе и другим дает возможность в ряде направлений в сфере искусства достичь высоких результатов, что можно проследить из биографий многих выдающихся деятелей искусства (Л. Бетховен, Н. Паганини, музыканты Могучей кучки в своих дальнейших отношениях и многие другие) проявляли верх интолерантного поведения, что не мешало им активно творить. Можно предположить, что толерантность внутри творческого коллектива возникает тогда, когда коллектив представляется единым субъектом исполнительской деятельности. Что же качается других видов искусства, то толерантное поведение, возможно, снизило бы их творческие потенции.

Во всяком случае, нам представляется интересным исследовать проблему толерантности в искусстве, рассматривая толерантность как черту личности, как установку; как отношение; как процесс, имеющий определенную динамику, отвечающую задачам ситуации; толерантность как осознанную ценность, а также пределы толерантного отношения в психотравмирующих ситуациях в области искусства (нечестное судейство жюри на конкурсе, провал первого показа творческого произведения и т.д., словом, как толерантное отношение к себе, к миру помогает человеку в искусстве выжить и продолжать творить, либо интолерантное поведение помогает создать неповторимый художественный образ.