Г.З.Файзуллина

Институт усовершенствования учителей, г.Ижевск

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ КАК КОМПОНЕНТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


В современных условиях на всех уровнях все более осознается, что перейти на более высокий виток качества жизни человека не возможно без вовлеченности человека в высококачественное образование. Создать реальные предпосылки для высококачественного образования может системная, пролонгированная диагностика, каковой и является мониторинг качества образования.

Мониторинг должен также выступать как компонент психологического сопровождения образования.

Необходима разработка системы средств комплексной диагностики:

  1. качества развития и саморазвития самой образовательной системы;
  2. качества педагогической деятельности;
  3. качества учебной (воспитательной) деятельности;
  4. качества развития и саморазвития личности обучаемого.

Психологическое сопровождение начального профессионального образования - это система социально-психологических и профессионально - реабилитационных технологий, способствующих наиболее эффективному становлению личности учащегося, преодолению кризисов, повышению конкурентоспособности выпускников УНПО на рынке труда, улучшение адаптации к условиям реализации собственного профессионального развития. По определению Э.Ф.Зеера и др. психологическое сопровождение включает такие базисные направления как психологическая профилактика (содействие полноценному профессиональному становлению личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия, социально-психологических конфликтов и профессиональных кризисов, включая проектирование резервных сценариев самореализации личности с учетом изменяющихся социально-экономических условий), психологическое консультирование (оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной профессиональной самооценке и адаптации в реальных социально-профессиональных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодоление кризисных ситуаций и профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию), психологическая коррекция и реабилитация (активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию профессионального самосознания и межличностных отношений в конкретных социально-профессиональных условиях). Одной из составных частей психологического сопровождения в рамках психологической профилактики является мониторинг профессионального развития личности учащегося. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процессе управления.

Понятие мониторинга близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям как обратная связь, рефлексия, контроль, аттестация, однако все эти понятия являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с тем мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических понятий: 1. Непрерывность (сбор данных должен происходить постоянно); 2. Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3. Информационная оперативность или информативность (критерии для отслеживания должны включать наиболее проблемные показатели и критерии, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4. Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррекции в отслеживаемый процесс); 5. Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров).

На наш взгляд мониторинг является информационной основой психологического сопровождения начального профессионального образования. Объектами мониторинга, реализуемого в рамках психопрофилактики являются учебная, учебно-профессиональная деятельность учащегося, а также субъект деятельности (изменение характеристик, структуры, формирование психологических новообразований). Цель мониторинга - организация непрерывного сбора информации о ходе процесса профессионального становления учащегося. Профессиональное становление отождествляет собой вектор прогрессивного психического развития будущего профессионала. Чтобы профессиональное становление учащегося проходило успешно, необходимо постоянно выявлять любые отклонения в этом процессе. Так можно лучше понять причины и природу таких отклонений и вовремя оказать учащемуся необходимую психологическую помощь.

Основная проблематика организации мониторинга профессионального становления учащегося в УНПО заключается в следующих конкретных проблемах: 1. Поиск психологических параметров, параметров учебной и учебно-профессиональной деятельности которые должны отслеживаться; 2. Поиск адекватных методов осуществления мониторинга; 3. Проблема организации обратной связи; 4. Проблема фиксации и учета неожиданных результатов.

Нам кажется, что мониторинг профессионального становления учащихся должен реализовываться в УНПО специальной психологической службой - в задачи, которой входит психологическое сопровождение начального профессионального образования.

Наиболее перспективными направлениями в исследовании мониторинга как информационной основы профессионального становления обучаемого являются: компьютеризация мониторинга; создание технологий реализации мониторинга; накопление электронных банков данных и их использование в управлении педпроцессом и для психологической поддержки обучаемых; прогнозирование учебной, учебно-профессиональной и профессиональной успешности обучаемых.

У учащихся УНПО уже сложился (часто не самый лучший) стереотип познавательного поведения, сформировалась неадекватная самооценка. Изменение этих стереотипов более эффективно проходит в рамках соответствующим образом подготовленных внеклассных мероприятий, которые "наполняются интеллектуальным потенциалом".

Критериями интеллектуальной воспитанности могут быть: интеллектуальная компетенция, интеллектуальная саморегуляция, интеллектуальная инициатива, интеллектуальное творчество, уникальность склада ума (способы познания).

Результатом мониторинга являются то, что стираются грани между процессами обучения и воспитания, ученик рассматривается как целостная система, у него формируется внутренний мотив, положительная психологическая установка.

Индикаторами (компонентами) качества выпускника УНПО должны стать:

1. Мотивация.

2. Умения:
- общепрофессиональные.

3. Знания:
- профессиональные.

4. Личностные качества:
- самоопределение к профессии;
- компетентность;
- способность к саморазвитию.

Новым в оценке качества подготовки выпускника учреждения профессионального образования является, не только "отслеживание" уровня, характера подготовки, особенностей профессиональной деятельности, требований к выпускнику, но и выявление степени их влияния на каждом этапе контроля. Учреждению профессионального образования это позволит в итоге эффективно управлять качеством подготовки будущих рабочих и специалистов, сделать их конкурентоспособными на рынке труда.