Р.Р.Главатских

Удмуртский государственный университет, г.Ижевск

ГУМАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ


Важнейшей характеристикой реформируемого современного общего образования является его переход к гуманистической парадигме, согласно которой в центре образовательных процессов находится личность учащегося, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. Осуществляемая технологическая подготовки учащихся сельских школ должна рассматриваться как диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. Творчество же предполагает новые подходы к работе, готовность к созиданию, способность к саморазвитию, креативному мышлению и поведению. В связи с этим особое значение в педагогической науке и практике приобретает решение проблемы осуществления личностно - деятельностного подхода к обучению, которое позволяет выработать позитивное отношение к самому себе, окружающему миру и другим людям.

В технологической подготовке сельских школьников проблема решается путем реализации следующих закономерностей гуманизации образования.

В обучении осуществляется взаимодействие учащихся со взрослыми и социальной средой (используются такие формы работы, которые позволяют знакомить с трудом мастеров своего дела, общаться с ними).

Для овладения учащимися общечеловеческой и профессиональной культурой подбирается разнообразная деятельность, включая и творческую, как по сельскохозяйственной, так промышленной и социальной сферам. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продуктов развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания, позволяющей "обратить" педагогические задачи в "личностный смысл" деятельности учащегося.

Многообразие видов работ в технологической подготовке способствует нахождению учащимся в себе и других людях позитивных черт, "открытию" самого себя, успешности в обучении, способствующей особому признанию человека по какому - либо из них, участию в профессиональных пробах, профессиональному самоопределению.

Для придания оптимального характера процессу общего, социально - нравственного и профессионального развития личности признается выступление учащегося как субъекта обучения, имеющего личный опыт.

Обучение учащихся с использованием принципа комфортности обучаемой среды через опору на жизненный опыт учащегося осуществляется на каждом уроке технологической подготовки на этапах " проверка домашнего задания", когда проводится коррекция опорных знаний и умений учащихся по вновь изучаемой теме. Коррекция учителем усвоения учащимися нового материала проводится также в зависимости от их выявленного жизненного опыта. На названных этапах урока у учащихся появляется возможность самоутвердиться, вызвать интерес к себе и изучаемой теме. Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ от критики в адрес обучаемых, предоставление детям возможности самим активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей также развивают интерес к другим детям не только как к обучаемой среде, но и как к социальной среде.

Для осуществления принципа диалогического подхода учитель и учащиеся ставятся в позиции сотрудничающих людей. Такие личностно- равноправные отношения обычно создаются, когда учащиеся участвуют в производительном труде, особенно в обработке полей подсобного хозяйства, обсуждении экономических показателей, подготовке изделий декоративно-прикладного творчества к выставкам, ярмаркам.

Для организации саморазвития личности учащегося технологической подготовке придается творческая направленность. Учащиеся выполняют творческие задания, творческие проекты, решают задачи творческого содержания. Данная закономерность предполагает непосредственную мотивацию деятельности, организацию самодвижения учащегося к конечному результату. Организация индивидуально-творческого подхода в обучении учащихся также создает условия для самореализации личности.

Систематическое использование самооценки учащимися является определенной " констатацией личностно - качественных, содержательных особенностей своего "я", своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим и самому себе", организацией саморазвития.

Проводимая студентами специальности "технология и предпринимательство" опытно-педагогическая работа в школах свидетельствует, что систематическая самооценка учащимися своих достижений позволяет в дальнейшем приблизиться к уровню оценки их деятельности учителем, одноклассниками, что позволяет учащемуся бесконфликтно (для себя и других) выходить из ситуаций оценивания себя другими людьми.

Осуществление уровневой дифференциации в обучении также содействует развитию позитивного отношения учащегося к себе. Для этого учителем проводится открытый показ всех выполненных учащимися работ, с выделением особенного в каждой из них; оценка педагогом изделий методом сложений (выполненного на уроке и дополнительно вне урока); повышение оценки за достижения сверх нормы; "закрытие" задолженности по выполнению изделия (досдача, а не пересдача); возможность дробных отчетов по выполняемой работе; изготовление изделия в учебное время, но предусматривается резерв времени на доработку (возможно завершение работы в иных условиях), поощряется привлечение учащимся одноклассников, родителей для оказания помощи при выполнении первых практических работ.

Для реализации принципа профессионально - этической взаимоответственности формируется гуманистический образ жизни, способность принять на себя заботы других людей. Это достигается планированием организации общения при оказании помощи одноклассникам, в других обстоятельствах - оказании помощи нуждающимся в ней в реальной жизни и в искусственно созданных условиях игры, с использованием форм организации трудовой деятельности, связанных со всем процессом обучения и воспитания, носящих преимущественно коллективный характер. При этом педагог объединяет учащихся не столько общей целью, сколько совместным поиском путей и средств решения поставленной задачи, дающим возможность учащимся получить организационный и коммуникативный опыт как в деловой и ролевой игре, так и в реальных условиях. Способности к сотрудничеству, коллективной организации, взаимодействию отнесены учеными к коммуникативному потенциалу.

Для удовлетворения личностных запросов учащихся, ориентированных на "зону ближайшего развития" выдвигаются такие цели обучения, которые обеспечивают развитие базовых качеств, таких как трудолюбие, коммуникативность. Создание трудовых объединений школьников, лагерей труда и отдыха, ученических производственных бригад, школьных лесничеств, участие в работе бригад (звеньев) по ремонту и восстановлению сельскохозяйственной техники, оборудования, выполнение сельскохозяйственных работ в фермерских и крестьянских хозяйствах, заказав населения в школьных кабинетах и мастерских - все перечисленное создает предпосылки для развития коммуникативного потенциала учащихся.

Школьники отмечают, что трудовым коллективам (в которых они участвуют в производительном труде) присущи такие качества, как ответственность, сотрудничество, коллективизм, деловитость, честность, дружелюбие, социальная защищенность, создающих условия для развития тех качеств, которые способствуют пониманию учащимися друг друга.

Для самоопределения личности в культурном пространстве сельского окружения учащиеся вовлекаются в различные кружки, секции, школы (музыкальная, художественная) и др., где также учатся позитивно относиться к другим и себе.

Перечисленные научные подходы в гуманизации технологической подготовки сельских школьников создают возможности для формирования представлений личности о собственных возможностях и самом себе, умений общаться с другими людьми, признавая за ними быть отличными от них, быть самими собой.