Для многих учителей (80-82%) характерно неоптимальное решение проблемных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе, а в результате - трудноразрешимые конфликты, снижение толерантности и деструктивная профессионализация. Педагогические ошибки не только аккумулируют негативные процессы в личностном развитии учителя, но и являются источниками дезадаптации учеников (Кашапов М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации. Автореф. дисс.канд.психол.н.: Л., 1989; Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореф. дисс.докт.психол.н. М., 2000).
В связи с этим становится очевидным и актуальным вопрос: почему необходим творческий подход в решении проблем, связанных с сохранением психического здоровья педагогов в контексте межличностных отношений с детьми и подростками, повышению их толерантности к коммуникативным стрессам?
Что означает работа на опережение? На наш взгляд можно выделить следующие направления такой работы:
В обществе витает идея о необходимости помощи в повышении уровня толерантности как условия современной жизни. Проблема такой толерантности особенно актуальной становится в образовании как в области очень тонких отношений. В связи с этим ощущается острая потребность в умении педагогов держать профессиональную позицию, особенно в конфликтных ситуациях.
В основе разработанного нами психолого-педагогического тренинга толерантности лежит системный подход к формированию творческого педагогического мышления. В рамках педагогической психологии данный подход даёт возможность обеспечивать психофизиологическое, психологическое, духовное и социально-психологическое развитие креативности в единстве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Концепция тренинга позволяет рассматривать управление учебно-воспитательным процессом в единстве и взаимодополнении деятельностного, личностного и ситуационного его компонентов.
Цели психолого-педагогического тренинга креативности: 1. Расширение мыслительного диапазона у обучаемых. 2. Развитие способности одним "мысленным взором" охватить самые разные, порой противоречивые проявления одного и того же предмета. 3. Самосовершенствование педагогом собственного мышления, формирование собственного взгляда на познаваемое явление.
Предметную основу творческого педагогического мышления составляет гибкая структура знаний, которая и детерминирует соответствующие ей мыслительные операции. Основная идея разработанного нами ситуационного подхода к формированию творческого педагогического мышления характеризуется соотнесенностью вектора мыслительной деятельности учителя с уровнем операционности знаний (глубина, действенность, адекватность, гибкость, полнота, структурированность) о конкретной ситуации. Творческое педагогическое решение имеет не общий и универсальный характер, а проявляется в открытости и гибкости осмысления происходящего в данный момент и в данном месте. "Здесь и теперь" - основной момент конструктивного и продуктивного (характеризующего новизной процесса или результата) разрешения затруднений, возникающих в педагогической деятельности.
Тренинг креативности проводился на курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования в течение 20 лет. Как показала практика, он развивает способность у обучаемых "смотреть в корень", выявлять только суть явления, отвлекаясь от частных, второстепенных признаков. Эта способность исключительно важна для постижения нового, поскольку понимание и принятие "трудного" ребенка - это продвижение мысли сквозь несущественные признаки к существенным.
Принципы психолого-педагогического тренинга: превентивности, контекстности, креативности и полезности. Основная стратегия программы тренинга состоит в том, чтобы создать каждому обучаемому возможности быть самостоятельным, инициативным, конкурентноспособным, ответственным за свою судьбу и будущее своего учреждения, способным к творческому решению возникающих педагогических проблем, готовым к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию на творческой основе.
Психологический механизм реализации стратегии данной программы развертывается в процессе осуществления следующих общепризнанных функций образования: 1.Ревизовать собственную психологическую картину мира педагогической деятельности в виде понятий, знаков, символов, являющихся научным языком. 2.Создать условия, необходимые для овладения методами познания и самопознания, что является основой становления творческих способностей педагога. 3. Помочь сориентироваться в ближних и отсроченных перспективах собственного творческого личностного и профессионального роста.
Основные блоки тренинга: Блок I. Творческое мышление присуще человеку, обладающему постоянной творческой направленностью, или повышенной "творческой чувствительностью" к проблемам и проблемным ситуациям. Блок II. Творческое мышление опирается на группу интеллектуальных качеств (творческая инициатива, творческая самостоятельность, эвристичность, гибкость и пр.). Блок III. Творческое мышление включает три основных мыслительных этапа (латентный, ориентировочный, исполнительный, контрольно-оценочный), каждый из которых выполняет свою особую функцию. Блок IV. Творческое мышление характеризуется по продукту деятельности: в результате создается новый и оригинальный "продукт творчества".
В каждом блоке имеется более 10 качеств. Все описанные качества, которых более 40, в своей совокупности образуют творческое мышление. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения, "дискуссионные качели" и другие тренинговые процедуры. Особое внимание обращается на совместную выработку рекомендаций и приёмов по самосовершенствованию изучаемых качеств. Важную роль при этом играет создание определенных рамочных условий, дидактическую функцию которых выполняет информирование, проводимое тренером.
В целом, разработанный нами исследовательский и формирующий подход позволил доказать, что психологическая структура творческого педагогического мышления относительна и зависит от специфики разных типов педагогических задач и конкретных ситуаций. Установлена значимая корреляционная связь между основными компонентами педагогического мышления (мотивационно-целевой, креативный, прогностический, рефлексивный) и уровнем обнаружения педагогической проблемности. Высокий уровень проявления указанных компонентов обусловливает обнаружение надситуативной, а низкий уровень их актуализации - ситуативной педагогической проблемности.