М.М.Кашапов

Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова, г.Ярославль

ТВОРЧЕСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА В СТАНОВЛЕНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 00-06-00245а)


Для многих учителей (80-82%) характерно неоптимальное решение проблемных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе, а в результате - трудноразрешимые конфликты, снижение толерантности и деструктивная профессионализация. Педагогические ошибки не только аккумулируют негативные процессы в личностном развитии учителя, но и являются источниками дезадаптации учеников (Кашапов М.М. Особенности мышления преподавателя в процессе решения педагогической проблемной ситуации. Автореф. дисс.канд.психол.н.: Л., 1989; Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореф. дисс.докт.психол.н. М., 2000).

В связи с этим становится очевидным и актуальным вопрос: почему необходим творческий подход в решении проблем, связанных с сохранением психического здоровья педагогов в контексте межличностных отношений с детьми и подростками, повышению их толерантности к коммуникативным стрессам?

  1. Гибкое поведение педагога результирует в низкую толерантность его к фрустрации и связанные с этим аномалии чувств и эмоций.
  2. Проблема межличностных отношений - это сложная проблема, требующая комплексного подхода (психологического, педагогического, этического).
  3. Профилактика дистресса в межличностных отношениях обусловлена необходимостью действовать на опережение, занимать проактивную позицию, поскольку обострение коммуникативных противоречий, деструктивных конфликтов усугубляется тяжелыми последствиями.

Что означает работа на опережение? На наш взгляд можно выделить следующие направления такой работы:

В обществе витает идея о необходимости помощи в повышении уровня толерантности как условия современной жизни. Проблема такой толерантности особенно актуальной становится в образовании как в области очень тонких отношений. В связи с этим ощущается острая потребность в умении педагогов держать профессиональную позицию, особенно в конфликтных ситуациях.

В основе разработанного нами психолого-педагогического тренинга толерантности лежит системный подход к формированию творческого педагогического мышления. В рамках педагогической психологии данный подход даёт возможность обеспечивать психофизиологическое, психологическое, духовное и социально-психологическое развитие креативности в единстве взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Концепция тренинга позволяет рассматривать управление учебно-воспитательным процессом в единстве и взаимодополнении деятельностного, личностного и ситуационного его компонентов.

Цели психолого-педагогического тренинга креативности: 1. Расширение мыслительного диапазона у обучаемых. 2. Развитие способности одним "мысленным взором" охватить самые разные, порой противоречивые проявления одного и того же предмета. 3. Самосовершенствование педагогом собственного мышления, формирование собственного взгляда на познаваемое явление.

Предметную основу творческого педагогического мышления составляет гибкая структура знаний, которая и детерминирует соответствующие ей мыслительные операции. Основная идея разработанного нами ситуационного подхода к формированию творческого педагогического мышления характеризуется соотнесенностью вектора мыслительной деятельности учителя с уровнем операционности знаний (глубина, действенность, адекватность, гибкость, полнота, структурированность) о конкретной ситуации. Творческое педагогическое решение имеет не общий и универсальный характер, а проявляется в открытости и гибкости осмысления происходящего в данный момент и в данном месте. "Здесь и теперь" - основной момент конструктивного и продуктивного (характеризующего новизной процесса или результата) разрешения затруднений, возникающих в педагогической деятельности.

Тренинг креативности проводился на курсах повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования в течение 20 лет. Как показала практика, он развивает способность у обучаемых "смотреть в корень", выявлять только суть явления, отвлекаясь от частных, второстепенных признаков. Эта способность исключительно важна для постижения нового, поскольку понимание и принятие "трудного" ребенка - это продвижение мысли сквозь несущественные признаки к существенным.

Принципы психолого-педагогического тренинга: превентивности, контекстности, креативности и полезности. Основная стратегия программы тренинга состоит в том, чтобы создать каждому обучаемому возможности быть самостоятельным, инициативным, конкурентноспособным, ответственным за свою судьбу и будущее своего учреждения, способным к творческому решению возникающих педагогических проблем, готовым к дальнейшему собственному личностному и профессиональному развитию на творческой основе.

Психологический механизм реализации стратегии данной программы развертывается в процессе осуществления следующих общепризнанных функций образования: 1.Ревизовать собственную психологическую картину мира педагогической деятельности в виде понятий, знаков, символов, являющихся научным языком. 2.Создать условия, необходимые для овладения методами познания и самопознания, что является основой становления творческих способностей педагога. 3. Помочь сориентироваться в ближних и отсроченных перспективах собственного творческого личностного и профессионального роста.

Основные блоки тренинга: Блок I. Творческое мышление присуще человеку, обладающему постоянной творческой направленностью, или повышенной "творческой чувствительностью" к проблемам и проблемным ситуациям. Блок II. Творческое мышление опирается на группу интеллектуальных качеств (творческая инициатива, творческая самостоятельность, эвристичность, гибкость и пр.). Блок III. Творческое мышление включает три основных мыслительных этапа (латентный, ориентировочный, исполнительный, контрольно-оценочный), каждый из которых выполняет свою особую функцию. Блок IV. Творческое мышление характеризуется по продукту деятельности: в результате создается новый и оригинальный "продукт творчества".

В каждом блоке имеется более 10 качеств. Все описанные качества, которых более 40, в своей совокупности образуют творческое мышление. После рассмотрения конкретного качества участникам тренинга предлагаются тестовые задания, упражнения, "дискуссионные качели" и другие тренинговые процедуры. Особое внимание обращается на совместную выработку рекомендаций и приёмов по самосовершенствованию изучаемых качеств. Важную роль при этом играет создание определенных рамочных условий, дидактическую функцию которых выполняет информирование, проводимое тренером.

В целом, разработанный нами исследовательский и формирующий подход позволил доказать, что психологическая структура творческого педагогического мышления относительна и зависит от специфики разных типов педагогических задач и конкретных ситуаций. Установлена значимая корреляционная связь между основными компонентами педагогического мышления (мотивационно-целевой, креативный, прогностический, рефлексивный) и уровнем обнаружения педагогической проблемности. Высокий уровень проявления указанных компонентов обусловливает обнаружение надситуативной, а низкий уровень их актуализации - ситуативной педагогической проблемности.