В.В.Новиков

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г.Ярославль

О ТОЛЕРАНТНОСТИ И ИДЕНТИЧНОСТИ В СВЕТЕ ИДЕИ САМОРАЗВИТИЯ А.А. УХТОМСКОГО


Революционно свершившаяся смена ценностных ориентацией в российском обществе трагически сказалась на самосознании современной молодёжи, на путях выбора ею моральных и нравственных критериев своего политического, экономического и духовного поведения. Неожиданно возникшая необходимость идентификации себя со сверстниками так называемых цивилизованных и нецивилизованных стран, породили агрессивность или напротив наивную обречённость на дальнейший жизненный успех. Общий кризис развития нашего общества породил совершенно очевидный кризис развития личности.

Поиск действенных путей перманентного развития личности привел автора к концепции саморазвития А.А. Ухтомского. Сам этот выдающийся ученый-философ, психолог, физиолог и педагог прожил большую, светлую и плодотворную жизнь в условиях не менее кризисных, чем в наше время. По своему происхождению, мировоззрению и отношению к власть имущим, он не попадал в общее русло развития страны, однако в любой период своей жизни достигал вершин жизненного успеха и творчества. Его ведущим мотивом существования и самореализации была идея саморазвития, самосовершенствования.

Дворянин - по происхождению, старообрядец - по вероисповеданию, интроверт - по темпераменту, Алексей Алексеевич Ухтомский никогда не ссорился с властью, общался с инаковерующими, трудился в самых различных коллективах. Индивидуалист - по характеру, он был народным депутатом, антимарксист - по мировосприятию, он боготворил своего учителя - пламенного революционера и большевика Николая Евгеньевича Вознесенского, лабораторный испытатель - по специальности физиолог, он организовал одну из первых в России заводских лабораторий по психологии труда на нефтехимическом комбинате "Красный треугольник".

Долгие годы своей жизни выдающийся ученый находился в состоянии стрессовых переживаний, но он выдвинул для себя мощную антиагрессивную доминанту научного творчества, и эта доминанта позволяла успешно преодолевать стрессовые состояния. Письма А.А. Ухтомского своим друзьям и коллегам раскрывают механизм его постоянного аутотренинга психической саморегуляции.

Кстати, опубликованная в наши дни многотомная переписка знаменитого физиолога и психолога убедительно свидетельствует о перманентно изменяющейся творческой мотивации ученого. Эту его профессиональную (по сути) мотивацию можно назвать карьерной мотивацией (по А.А. Бодалеву).

"В психологии, - пишет А.А. Бодалев, - карьеру делают по-разному. Можно сделать карьеру, заняв административный пост, а можно, получив профессиональное и общественное признание в качестве создателя новаторской, объясняющей многие ранее непонятные психологические факты..." (см. Бюллетень МАПН, Саратов, 2000, № 9, С.16). ,

Согласно вышеприведенному определению А.А. Ухтомский сделал блестящую карьеру, став академиком АН СССР, Лауреатом Ленинской премии, директором научного института и т.д., и т.п. Его карьера, как по вертикали (должностям и званиям), так и по горизонтали (по вкладу в разные науки) демонстрирует силу творческой мотивации и возможности идеи саморазвития.

Автору данной статьи представляется, что в условиях системного кризиса современного российского общества именно карьерная мотивация личностного самосовершенствования может стать стрежневой основой личностного саморазвития не только студентов вузов и молодых научных сотрудников, но и рабочих, инженеров, служащих, предпринимателей всех профессий, от этого нашему кризисному обществу, всей России будет одна большая польза. Только почему-то мы не говорим об этом, может быть, стесняемся чего-то: не наш менталитет? Но ведь менталитет как социально-психологической явление не есть нечто застывшее. Надо научиться управлять его формированием...